В ту заснеженную зиму выдалось мне непростое и хлопотное время. Окончательно решили мы с женой уехать из города и поселиться на селе. Решение, как говорится, принято, но не так просто оказалось отыскать подходящий вариант обмена или покупки деревенского домика.
Объявления в газетах ничего мне не предлагали из сельского жилья, поэтому пришлось самому засучить рукава и взяться за расклейку бумажных объявлений. Как оказалось, в окрестностях нашего города есть достаточно большие села, со своими школами, детскими садами и магазинами. Вот в одном таком селе и выдалось мне то знакомство, о котором хочется рассказать.
Двадцать первый век на дворе, а люди живут себе как 200 лет назад жили. Тихие улочки, едва одного пешехода увидишь пока улицу из конца в конец пройдешь. Домишки деревянные, есть и каменные, все за сплошными заборами. Высокие сугробы придают и улице, и домам какой-то неприступный вид. Тем более потемнело и мороз не быстро, но верно пробирает, начиная от носа и заканчивая пятками.
Так вот ездил я не одну неделю в свои деревенские поездки пока наконец не позвонила мне Мария Антоновна. Сначало конечно вопрос, не агенство ли я? "Не агенство, говорю". Уже с большим доверием обменялись необходимыми подробностями предполагаемой купли-продажи. Сошлись на том, что надо ехать и смотреть. Мария Антоновна с мужем Николаем люди престарелые, больные и одинокие. Тяжело им дается вести крестьянские дела, вот и решили рассмотреть мое предложение насчет обмена и переезда в городскую благоустроенную квартиру. И для меня это то, что нужно. Неужели получится? Не без волнения назначили встречу на ближайший день, в вечернее время.
Ставшим уже привычным маршрутом, добираюсь до улицы Новая. Новая, как новая страница в жизни, хорошее название. Дом номер два, на пригорке, а земля на самом склоне к реке, пологое место. Прежде чем хозяева поняли, что к ним кто-то пожаловал, пришлось долго стучать и шагать по заборам и сугробам. Пока не постучал в окно - не открывали, не слышали меня. Но вот ввалился я на порог просторной прихожей, весь окутанный зимними клубами холодного воздуха. Тепло у них, печка-то вот она, в прихожей же и видна. Раздели и повели без обиняков показывать свои хоромы. Прихожую видели, вот зал, вот одна спальня, вторая, третья... Насчитал шесть комнат.
Хозяин, дядя Николай, мне как мужчине и потенциальному хозяину предложил и в подпол спуститься. Оценил сухость фундамента и добротность основания дома, не совру - там еще комнаты две можно было бы разместить, дом-то на уклоне стоит. Вообще необычное впечатление оставляет посещение деревенского дома. Я учуял этот дух ручной постройки еще с детства, со времени жизни у своей бабушки Феоктисты. Городские удобства за много лет так и не загладили во мне этого впечатления, впечатления детства и жизни "своим домом". А тут аж дух захватило от открывающейся возможности снова вернуться, вернуться к земле, тихому дому без неожиданных звуков то сверху, то сбоку, вернуться в "свой дом" одним словом. Возможно, под воздействием этих воспоминаний и надежд, я и не заметил каких-то недостатков, которые были и в постройке, не заметил минусов в расположении участка, в его планировке. Даже нужное для торга перечисление недостатков как-то мне не захотелось делать. Как-то хотелось всей душой сказать - мое и все тут. А что мне еще смотреть? Недостатки можно исправить, переделать и перепланировать самому. Вижу приветливые и простые лица престарелых людей, зачем им обманывать меня?
В дальней комнате, где жила видимо не так давно их еще более престарелая мама, полно православных икон. "Вот и иконы у нас", говорит Мария Антоновна. "Мы сами-то в церковь редко ходим - здоровье слабое, а иконы держим". Что же? Слова краткие и понятные. Мария Антоновна и супруг ее, дядя Николай, еще те времена застали, когда за публичное исповедование веры можно было всем поплатиться. Научила жизнь осторожности.
Зато охотнее и больше рассказал дядя Николай о своем увлечении вырезать фигурки из дерева. Он ведь на пенсии, времени бывает много, особенно зимними вечерами, вот и находит применение своей фантазии в мастерстве да поделках. Я подметил не одну вещь, которые с любовью сделаны хозяином для ведения своего крестьянского хозяйства, а эти фигурки коровок, ангелочков и месяцев-месяцовичей - для души, для красоты.
Долго гостить было некогда. Надо было на последний автобус в город не опаздать. Оделся, взял у входа оставленный свой пакет, взятый еще с работы, да направился на остановку, опять на мороз. Мария Антоновна оделась меня проводить. Неспешно поговорили на остановке, ожидая автобуса. Я лишний раз оценил близость остановки. Да и для личной машины подъезд удобный к дому имеется. Проводили меня как родного.
Когда сел в автобус и доехал до дома, лишний раз поразился, как поздний деревенский вечер превращается в начало городского вечернего отдыха. Деревня все делает раньше: и ложится, и просыпается. Когда разделся уже дома и осмотрел свои вещи, то обнаружил еще одну новость. В моем пакете лежала банка с малиновым вареньем. Это мои новые знакомые-старики так незаметно решили меня наградить своими домашними консервными заготовками. А варение мое любимое.... Набрал номер и на "алло" знакомого голоса Мирии Антоновны выразил им самое свое как можно большое "благодарю".
Таково было мое недолгое знакомство с Марией Антоновной и ее супругом Николаем. Обмен у нас не состоялся, а через год Мария Антоновна умерла. Умеет еще наше село творить добрые дела незаметно.
--- Авторские права на произведение принадлежат газете "Для ТЕБЯ". Публикация произведения допускается только по согласованию с редакцией газеты.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Публицистика : Феноменология смеха - 2 - Михаил Пушкарский Надеюсь, что удалось достичь четкости формулировок, психологической ясности и содержательности.
В комментарии хотелось бы поделиться мыслью, которая пришла автору вдогонку, как бонус за энтузиазм.
\\\"Относительно «интеллектуального» юмора, чудачество может быть смешным лишь через инстинкт и эмоцию игрового поведения.
Но… поскольку в человеческом обществе игровое поведение – это признак цивилизации и культуры, это нормальный и необходимый жизненный (психический) тонус человека, то здесь очень важно отметить, что «игра» (эмоция игрового поведения) всегда обуславливает юмористическое восприятие, каким бы интеллектуальным и тонким оно не было. Разве что, чувство (и сам инстинкт игрового поведения) здесь находится под управлением разума, но при любой возможности явить шутку, игровое поведение растормаживается и наполняет чувство настолько, насколько юмористическая ситуация это позволяет. И это одна из главных причин, без которой объяснение юмористического феномена будет по праву оставлять ощущение неполноты.
Более того, можно добавить, что присущее «вольное чудачество» примитивного игрового поведения здесь «интеллектуализируется» в гротескную импровизацию, но также, в адекватном отношении «игры» и «разума». Например, герой одного фильма возвратился с войны и встретился с товарищем. Они, радуясь друг другу, беседуют и шутят.
– Джек! - спрашивает товарищ – ты где потерял ногу?
- Да вот – тот отвечает – утром проснулся, а её уже нет.
В данном диалоге нет умного, тонкого или искрометного юмора. Но он здесь и не обязателен. Здесь атмосфера радости встречи, где главным является духовное переживание и побочно ненавязчивое игровое поведение. А также, нежелание отвечать на данный вопрос культурно парирует его в юморе. И то, что может восприниматься нелепо и абсурдно при серьёзном отношении, будет адекватно (и даже интересно) при игровом (гротеск - это интеллектуальное чудачество)\\\".